Стрессоустойчивость
И работники, и работодатели в своих резюме и описаниях вакансий употребляют термин «стрессоустойчивость». Фразы о стрессоустойчивости фактически стали шаблонными в тексте резюме и объявления о работе. Но какой смысл мы вкладываем в понятие стрессоустойчивости?
Стрессоустойчивость, прежде всего, подразумевает под собой способность эффективно работать в сложных условиях, стрессовых ситуациях. Как отмечают специалисты, в первую очередь, такое качество как стрессоустойчивость необходимо работникам тех профессий, которые связаны с ответственностью за жизнь людей (спасатели, врачи) или постоянным риском (спасатели, пожарные, сотрудники правоохранительных органов). Многие работники подобных профессий проходят специальную подготовку, позволяющую сохранять спокойствие и способность ясно мыслить и принимать решения в критических ситуациях.
Зачем же это качество может понадобиться работнику, который трудится в среднестатистическом офисе? Данное качество необходимо руководителям, на чьих плечах лежит большая ответственность. Им постоянно приходится принимать ответственные решения, порой в сложных нестандартных ситуациях. Стрессоустойчивыми приходится быть менеджерам при работе с проблемными клиентами. Иногда требование вакансии о стрессоустойчивости вызвано напряженной обстановкой в самом офисе, в коллективе или грубостью руководства компании. В последнем случае соискателю следует задуматься, нужна ли ему именно эта работа, в условиях постоянного неоправданного стресса.
Обычно к работникам офиса такое качество, как стрессоустойчивость, приходит с опытом. Когда работник впервые сталкивается со сложной ситуацией или проблемным клиентом, ему трудно сохранить хладнокровие, он испытывает естественное волнение. Если же у него есть достаточный опыт работы с проблемными клиентами или принятия решений в непростых ситуациях, он будет сохранять спокойствие, конструктивно мыслить и правильно действовать, руководствуясь своим прошлым опытом.
Многие работодатели устраивают проверку кандидата на стрессоустойчивость во время интервью. Проводя собеседование, менеджеры по подбору персонала провоцируют соискателей, искусственно создают стрессовую, конфликтную ситуацию и наблюдают за реакцией соискателей. Основная цель – выяснить, как будет вести себя кандидат в стрессовой ситуации, расстроится ли он, потеряет ли самообладание, или же сохранит способность ясно мыслить и сможет достойно урегулировать конфликт. Проводя стрессовое интервью, менеджер по персоналу может проявлять фамильярность по отношению к кандидату, задавать личные или не имеющие отношения к работе вопросы, умышленно пытаться задеть самолюбие оппонента, делать паузы в разговоре, молча разглядывать кандидата, обращаться к кандидату с неожиданными просьбами, резко менять направление беседы и даже грубить кандидату. Специалисты кадрового рынка рекомендуют соискателям, столкнувшимся с таким необычным поведением менеджера по подбору персонала, в первую очередь сохранять спокойствие и воспринимать происходящее как тренинг. В таком случае соискатель кандидат сможет «переиграть» оппонента. Если Вы попали на стрессовое интервью, ни в коем случае не следует отвечать грубостью на грубость или проявлять раздражительность. Напротив, необходимо максимально доброжелательно отвечать на поставленные вопросы, сгладить противоречия, проявить выдержку и спокойствие. Но при этом не давайте себя в обиду. Именно такому кандидату, не склонному к нервным срывам, уравновешенному, умеющему контролировать свои эмоции и при этом ясно мыслить и эффективно действовать, работодатель отдаст предпочтение.
27.01.2011